20 февраля 2017

Придумать название для магазина

Как понять, продают ли ваши названия
При разработке названия магазина часто возникает противостояние видений клиента и неймера. Они смотрят на нейминг совершенно разными глазами. То, что очевидно для одного, например, почему магазин цветов нельзя называть «Аленький цветочек», другому непонятно. «Как могут нравится такие названия!» — восклицает неймер. «Как можно предлагать такие анти-аленький-цветочек имена!» — вопиет клиент.

В чём тут проблема? Давайте посмотрим на роль каждого участника в процессе разработки названия магазина.

Неймер
Перед тем как придумывать название неймер тщательно изучает рынок и конкурентную среду. Выявляет наиболее популярные тематики названий, общеупотребительные слова — стоп-листы, чтобы при разработке названия избежать шаблонов и стандартных решений. «Выделяйся — или умирай!» — таков жёсткий закон рынка.

Клиент
Клиент отлично знает логистическую цепочку, хороших поставщиков, владеет всей информацией по таможенному оформлению, отлично разбирается в вопросах торгового оборудования и аренды. Техническая сторона процесса — его конёк. И именно с этим багажом знаний он приступает к выбору имени.

Чем он будет руководствоваться при принятии решения? Работает — не работает? В том-то и дело, что клиент не понимает, как должно работать название. А потому всё сводится к «нравится — не нравится».

— О, вот слово все знают! Вот очень позитивное название! — думает клиент.

Ещё он вспомнит лидеров рынка и попытается сравнить предложенные варианты названий с их именами. Свою проблему подменит чужой «историей болезни». Понимаете трагизм ситуации?

Не понимаете? Тогда давайте мы переложим ситуацию. Представьте, что транспортную компанию выбирают только потому, что у них фуры зелёного цвета, а зелёный — это символ жизни, здоровья. Место для аренды — по примеру лидера отрасли — на первой линии. Чувствуете абсурд происходящего?

Все магазины изначально делятся по категориям: магазин одежды, продуктов, цветов, спортивных товаров, электроники и т. д. В каждой категории идёт своя специализация. Например, для магазинов одежды — это одежда для детей, спортивная одежда, одежда для полных, итальянская одежда, распродажа одежды и т. д. Почему-то клиент думает, что в названии магазина достаточно отразить эту специфику. (Мы даже не будем сейчас говорить о большем заблуждении, когда, например, формулировку «итальянская одежда» принимают за позиционирование.)

Ошибочность в том, что число магазинов по каждому направлению исчисляется десятками. Нужно думать, как выделиться не в общем понятии «магазин» или «магазин одежды», а именно в своей конкретной нише. Нужно постоянно заужать задачу. Если я хочу купить, например, итальянскую одежду, то это не значит, что я куплю всё, что угодно, лишь бы там была этикетка Made in Italy.

Само желание клиента непременно отразить тематику в названии — спорное решение. Нейминг не единственная составляющая брендинга. У вас будет как минимум вывеска и витрина. И каждый инструмент вместо того, чтобы исполнять свою роль и дополнять друг друга, будет только дублировать. В этом случае нейминг работает вхолостую. Пусть нейминг рождает образ, легенду, эмоции, а род деятельности отражается в нём опосредованно.

В следующих публикациях рассмотрим подробно названия магазинов для конкретной сферы деятельности.
ПРИМЕРЫ РАБОТ WORDERFUL
магазин подарков «Даркет», кондитерский магазин «Буфет Конфет», магазин стоковой одежды Massovka, магазин компьютерной техники «Баобайт», сеть алкомаркетов «0,75»